четверг, 8 мая 2025 г.

АКП

 

Спорить о преимуществах автоматической коробки перемены передач перед механической и наоборот можно до бесконечности, сторонников и противников АКП приблизительно одинаковое количество. В этой статье я предлагаю отойти от стереотипов и реально с точки зрения больше водителя, чем автослесаря разобрать все её основные достоинства и недостатки. Но сначала давайте выясним на уровне начинающего автолюбителя, что представляет собой этот узел трансмиссии. Многие водители, даже опытные, путают автоматическую КПП с автоматизированной или роботизированной коробкой, представляющей собою механическую КПП, но только с электронным переключением передач. Автоматическая же коробка не что иное, как гидротрансформатор, состоящий из ГМП (гидромеханическая передача) и набора планетарных передач. Рабочим органом в коробке-автомате является специальная жидкость. Разные производители свою АКП называют по-разному, например, американский трёхскоростной автомат получил название Hydra-Matic, автоматическая КПП с функцией ручного переключения передач, применяемая на Porsche, Audi и VW называется Tiptronic, Volvo придумало ей собственное название Geartronic, у Honda АКП называется S-Matic, а у CraislerAutoStick. Производитель BMW не стал оригинальничать и обозначил АКП как Steptronic, а семи ступенчатая коробка-автомат на автомобилях концерна Mercedes-Benz называется 7G-Tronic. Но как бы ни назывался этот агрегат, принцип действия, достоинства и недостатки, а так же особенности эксплуатации всех АКП практически одинаковые, за исключением некоторых отличий в применяемой жидкости и условий эксплуатации.

Основными преимуществами автоматической коробки перед механической бесспорно являются плавный набор скорости за счёт непрерывной тяги на ведущих колёсах, лучшая динамика разгона и компактность. Благодаря всему этому снижается токсичность выхлопных газов, и езда в конечном итоге получается очень комфортная. Первые АКП иногда подтормаживали при переключениях, но более современные в большинстве своём избавились от этого недуга и могут обеспечить переход со ступени на ступень без рывков и запаздываний. Особенно в этом преуспел бесступенчатый вариатор, но он не относится к ГМП, поэтому на нём пока останавливаться не будем. Кстати, автоматические коробки относительно неприхотливы в эксплуатации и техническое обслуживание их довольно простое, в чем, почему-то сомневаются многие автомобилисты. При своевременной замене масла и грамотной эксплуатации ресурс АКП с малолитражными двигателями достигает до 300 тыс. км пробега. Для мощных двигателей разработаны свои автоматические трансмиссии, в частности Multitronic без проблем выдерживает большие мощности и немаленький крутящий момент. Внедрены в производство так же умные блоки управления АКП, способные имитировать до 7-ми передач и подстраиваться под стиль езды водителя. Да и вообще АКП с ГМП я бы назвал самой совершенной автоматической коробкой переключения передач.

Конечно, не всё так радужно как хотелось бы автовладельцам и автопроизводителям, недостатков у коробки-автомата тоже достаточно. Во-первых, цена автомобиля с АКП дороже, чем с механикой, так как разработка их и высокая себестоимость, особенно многоступенчатых резко увеличивают конечную стоимость транспортного средства. Во-вторых из-за большого веса и узкого фиксированного набора передач, не обеспечивающего максимальной эффективности передаточного отношения, динамика разгона АКП хуже механической коробки, а расход топлива больше на 10 – 15 % (прибавляйте к расходу с механической КПП приблизительно 0.5 л топлива на 100 км пробега). В-третьих, обслуживание и тем более ремонт автоматических коробок существенно дороже, так как масло и фильтр нужно менять чаще, да и запчасти к ним дешёвыми не назовёшь. На автомобилях с АКП, у которых нет зимнего режима, возникает проблема с передвижением по льду и снегу, но даже те, у которых этот режим есть, панически боятся перегрева. Встречаются коробки-автоматы, которые боятся не только высокой температуры, но и слишком низкой. Практически все АКП, установленные на автомобилях Mitsubishi, Hyundai или Chrysler в сильный мороз могут преподнести неприятный сюрприз в виде перехода в аварийный режим. Этим же страдают КПП типа CD4E, устанавливаемые на автомобили Ford и Mazda 626. Ну а при покупке подержанного Mercedes-Benz с коробкой-автоматом следует помнить о том, что они очень активно используются в Германии в качестве такси.

Из всего вышеизложенного вывод один: идеальных механизмов не существует, у каждого агрегата есть свои плюсы и минусы. То же относится и к автоматическим коробкам перемены передач. Главное при покупке подержанного автомобиля с автоматической трансмиссией – не жалеть денег на диагностику, чтобы потом не пожалеть ещё больше. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

АКП (Mercedes)

  Рассказать об устройстве и особенностях всех автоматических КПП в одной статье невозможно, даже если это касается только одного автопрои...